Новости

Первый этап рождения фильма: как прошла первая Сценарная лаборатория

Sinet Sakhawood
В Якутске завершила работу Сценарная лаборатория Весенней киношколы АГИКИ при поддержке Sinet Spark. На протяжении трех недель 15 участников лаборатории работали над своими сценариями под руководством именитых сценаристов.
Как появился Spark Film Lab, чему учили слушателей опытные кинодеятели и каких проектов ждать от лаборатории читайте в нашем материале.

Как возникла весенняя киношкола и сценарная лаборатория

Гранты — самый очевидный путь поддержки талантов, но далеко не единственный. Финансовая поддержка важна, но она не даёт творческого роста, без которого невозможно развитие. При этом немногие могут позволить себе учебу в профильных ВУЗах или даже курсах. А ведь именно образование влияет на качественный рост в любой сфере, в том числе кино.
После вручения гранта Sakhawood, команда Sinet Spark задалась вопросом, что еще можно дать талантам. Так родилась идея образовательной программы Spark Film Lab.
Ирина Бугаева, куратор Spark Film Lab: «Мы хотим создать не просто просветительский проект, нам важно дать ребятам среду для экспериментов и поиска, попробовать разные форматы, развить важные навыки и, главное, вдохновиться. И это касается не только новичков, но и мастодонтов производства».
Идея сценарной лаборатории удачно совпала по времени реализации Весенней школы АГИКИ, еще одного важного образовательного проекта в сфере кино. Ранее АГИКИ провели Зимнюю киношколу, где участники погрузились в киноведение. Весенняя киношкола была нацелена уже на обучение сценарному мастерству. Так две идеи нашли друг друга и превратились в один большой проект.
Долго обсуждали формат и решили делать две части: лекционную и практическую, чтобы участники сразу могли отработать навыки на своих проектах.
Поэтому на конкурсный отбор набо было предоставить готовый сценарий или сценарий на этапе написания, а также синопсис. При этом строгих критериев не было, специально, чтобы открыть дорогу талантам даже без профессионального образования или бекграунда. Всего было подано 40 заявок, и комиссия была приятно удивлена их качеством и уровнем. Выбор был непростым, но в итоге для учебы в лаборатории было отобрано 15 кандидатов, которым предстояло отработать свои проекты с тьюторами, а также 10 слушателей и 5 студентов АГИКИ, которым предоставили доступ к прохождению лекционной части.
Лидия Матвеева, слушательница: «Было познавательно и интересно. Для меня это было погружение в теорию и практику сценарного мастерства и, так как опыт за плечами совсем небольшой, все было очень полезно. Уверена, что в будущем эта информация мне очень поможет в написании сценариев».
Катерина Григорьева, участница (тьютор Савва Минаев): «После лаборатории я поняла, что, возможно, сценарное дело — это то, к чему я стремилась и это мое призвание в жизни».

Трамплин для роста

Тьюторы проекта, Андрей Апостолов, Савва Минаев и Мария Меленевская поделили участников на три группы по пять человек. Как и было заявлено, помимо лекций, каждая группа работала над своими сценариями.
Лаборатория стартовала 8 апреля с лекций Андрея Апостолова, который уже не раз участвовал в жизни киносообщества Якутии.
Лекции были посвящены жанрам, архетипам героев, основам кинодраматургии в целом. Благодаря большому преподавательскому опыту Андрей смог быстро погрузить и настроить участников на учебный лад, дал им первый импульс к изменениям в сценариях.
Андрей Апостолов: «Если мы обращаемся к темам, которые лежат на поверхности, летают в воздухе, то как раз таки это требует оригинального взгляда».
Первая пятерка участников Дмитрий Сергеев, Айтал Яковлев, Виктория Ткачева, Саргылана Сандар и Ярослав Касьянов пришли с разными темами. Групповые обсуждения, хоть и очень разных жанров, а также бережный подход тьютора, помогли взглянуть под новым углом на свои работы.
Айтал Яковлев, участник (тьютор Андрей Апостолов): «Я теперь научился по-другому смотреть на киноиндустрию и фильмы, и самое главное, мой сырой текст из амебно-кефирной субстанции превращается в сценарий».
Помимо обучения, Андрей успел провести стратегическую сессию для действующих профессионалов якутской киноиндустрии в небольшом кругу. Первая неделя пролетела стремительно, и участники уже с нетерпением ждали вторую.
Виктория Ткачева, участница (тьютор Андрей Апостолов): «Лаборатория помогла мне понять, что в написании сценария есть очень много возможностей себе помочь и в целом обучение помогло структурировать знания и меньше бояться писать и придумывать».
Не успели организаторы проводить первого тьютора, утром следующего дня в еще снежный город приехал Савва Минаев, сценарист крупных сериалов и полнометражных фильмов. Савва сразу очаровал всех своей скромностью и чуткостью. В основе его метода преподавания лежит игра. Завлекая авторов в соучастие, он помогает им лучше прочувствовать персонажа, его мотивацию, понять, как двигается сюжет и раскрывается история. Благодаря этому автор видит историю изнутри.
Евгения Давыдова, участница (тьютор Савва Минаев): «Нам очень повезло, что мы попали в группу Саввы. Тактичный и дружелюбный. Он точно подмечает неточности, недоработки в тексте. Давал ценные практические советы по написанию сценария. Очень понравились ситуативные практические занятия, которые мы выполняли за короткий промежуток времени. На себе прочувствовали образы своих героев. В прямом смысле выходили из зоны комфорта».
Савва Минаев: «Мой подход к обучению включает в себя минимум теории и максимум практики. А потому я давал студентам множество прикладных упражнений, которые, на мой взгляд, помогут им решать очень конкретные задачи при написании сценариев. Кроме того, я уверен, что писать надо только о том, что тебя волнует, поэтому мы делали упражнения на поиск именно таких животрепещущих тем».
Пятерка Саввы (Николай Татаринов, Егор Карпов, Евгения Давыдова, Катерина Григорьева, Аполлинария Дегтярева) порадовала подготовленностью, их сценарии были закончены, оставалась лишь редактура и улучшение уже созданного материала. Но работа привела к неожиданным результатам, например, Николай Татаринов решил полностью изменить свой сценарий, хотя по его проекту уже можно было снимать. Как говорится, нет пределов совершенству. И это еще раз доказывает важность редактуры и умения критично взглянуть на свою работу.
Завершала лабораторию Мария Меленевская с большим опытом работы со стриминговыми платформами как сценарист и продюсер. Последняя неделя обучения структурировала и подытожила полученные знания. Мария не только дала важную теоретическую часть, но и поделилась своим опытом в работе. Также тьютор показала свой личный метод работы с карточками, чтобы было проще работать со сценарием на разных этапах, четко видеть структуру и детали.
Мария Меленевская: «Идеи приходят по разному, дальше я их прогоняю через те инструменты, которая нам дает индустрия, теория. Я постоянно проверяю себя через различные теории драматургии, например, круг Хармана».
Гела Красильникова, Егор Ноенохов, Иннокентий Ханды, Татьяна Ядрихинская и Анна Пшенникова были отобранной пятеркой Меленевской. Их работы были в разной степени готовности, но каждый проект был отработан, обсужден и снабжен рекомендациями о том, как его дальше развивать.
Иннокентий Ханды, участник (тьютор Мария Меленевская): «Удачно что попал в группу Марии, как креативный продюсер, она легко рассказала все важнейшие критерии отбора сценария».
Благодаря таким разным подходам к обучению лаборатория получилась очень динамичная и многогранная. В конце обучения было заметно, что участники уходят со счастливыми лицами и горящими глазами, готовые творить и работать. Хочется добавить, что благодаря АГИКИ ученики смогли получить удостоверение о прохождении курсов о повышении квалификации государственного образца, а это значит, что в якутском кинематографе стало на 30 сценаристов больше.
Олеся Антонова, слушательница: «Быть частью лаборатории — это большая возможность. Работа с успешными сценаристами, безусловно, удача и трамплин для роста. После лаборатории я больше заинтересовалась темой кино, стараюсь смотреть фильмы с точки зрения сценариста».
Ярослав Касьянов, участник (тьютор Андрей Апостолов): «Лекторы высочайшего уровня. Вроде бы профессия одна, но они так умело распределили между собой темы уроков, что было очень интересно слушать. Узнал много полезного, открыл для себя новый мир можно сказать».
Команда Spark Film Lab совместно с другими организациями креативной индустрии готовит еще несколько кинолабораторий. Следите за новостями и stay tuned.
«Основа всего это образование, потому что профессионализм и профессиональные компетенции не всегда были и есть, их надо развивать и повышать». — Сардана Саввина, куратор АГИКИ.