Новости

Искусство Якутии на ярмарке молодого современного искусства blazar

Ayarkut
С 8 по 12 сентября в Музее Москвы на ярмарке blazar Фонд поддержки современного искусства Якутии AyarKut представит работы молодых художниц своего региона.

На ярмарке можно будет познакомиться с искусством одного из самых холодных регионов России. Всего на стенде будут представлены работы шести художниц: Дуни Захаровой, Ксении Кудриной, Anya Enot, Селены Шестаковой, Надежды Комиссаровой и Йен Сюр. Куратором стенда выступила директор HSE ART GALLERY Юлия Юсма.

Представленные авторы были отобраны через open call Фонда поддержки современного искусства Якутии AyarKut, руководителем которого является Надежда Зиновская. Главной миссией фонда является поддержка и развитие культуры Якутии в самом регионе, так и его презентация на территории всей России и за рубежом.

«Молодое искусство Якутии удивительно самобытно: работая на территории современных визуальных нарративов, оно с глубоким вниманием исследует собственную специфику и исторические основы. Оно говорит на темы, важные именно для себя, а также переводит их в общее поле.

Якутская мифология делит мир на три уровня — Верхний (Yөһээ дойду) — место обитания божеств и светлых духов, Нижний (Аллараа дойду) — царство злых и темных сущностей и Срединный (Орто дойду), где обитают люди и животные. Можно предположить, что сегодняшняя концентрация внимания на срединном мире достигла своего предела. Для многих реальность сейчас представляется исключительно тонкой тканью, которая начинает рваться в наших руках.

Мы находимся на пороге драматических экологических потрясений, климатических миграций, политических и геополитических битв за ресурсы в разгар глобальной пандемии и общей политической неустойчивости. При этом мы продолжаем осмыслять свое присутствие в мире, который считаем своей собственностью, рефлексировать о том, как работает наше воображение, эмоции, конструировать новые смыслы и нормы, с вниманием относимся к нашему прошлому. Именно эти процессы оказываются в фокусе внимания художниц, представленных на стенде», — куратор стенда Юлия Юсма.

Ксения Кудрина показывает свой «пандемический дневник». Уже ставший традиционным жанр вдумчивого наблюдения и быстрой художественной фиксации происходящих событий, которые лишь позже предстоит осмыслить, в проекте Ксении воплощен в серии тиражной графики, выполненной на основе географических карт, графиков заболеваемости и других форм визуальной статистики. Так как Ксения традиционно в своих практиках обращается к картографии и статистическим данным, для нее самой естественной художественной реакцией на глобальный хаос пандемии стало наблюдение за тем, как новостные ленты разных стран используют новости о вирусе, акцентируя внимание на выгодных для своей повестки цифрах и событиях.






Anya Enot представляет на стенде свою живопись и керамику. Художница наблюдает за тем, как работает ее память, изучает, как живопись может смешивать границы реального и воображаемого. Область художественного исследования Анны — тонкая грань между фактами наших реальных биографий и теми образами, которые пришли к нам извне, со временем став неотъемлемой частью личной истории. Серая зона между памятью о реальных фактах и ностальгическими миражами, сконструированными сознанием под влиянием момента или желания.






Селена Шестакова тоже работает с памятью, но более буквальной, точной. Яркость ее работ — это гипертрофированное изображение редких периодов красочной летней Якутии, такой, какой художница помнит ее из раннего детства. В цветные пятна якутских лесов и полей художница вплетает традиционные мотивы якутской графики, которыми эту природу описывали ее предки задолго до появления реалистической живописи.






График Надежда Комиссарова еще ближе подходит к народным якутским мотивам. Ее текстильные работы, соблюдая традицию якутской манеры рисунка и резьбы, изображают как раз Срединный мир людей, наполненный животными и растениями.


Художница Йен Сюр изготавливает бумагу для своих работ на основе переработанных чеков. Манифестация важности экологической повестки, внимание к тому, что художник тоже может и должен быть ответственным по отношению к материалам, которые использует для работы, сочетаются в ее искусстве с образами человеческих эмоций как хрупких и эфемерных структур, ускользающих от определенной трактовки, будто бы оставаясь в пространстве до рационального сознания.






Центральная инсталляция стенда — проект Дуни Захаровой. Это реминисценция на архитектурные особенности Якутска, самого крупного населенного пункта, возведенного в зоне вечной мерзлоты. Все дома Якутска стоят на глубоко вбитых сваях, чтобы тепло от построек не подтапливало мерзлоту, а тепловые и электрические коммуникации вынесены на поверхность, так как под землей замерзают. Из-за оттайки грунтов многие основания фундаментов находятся в плачевном состоянии, никак не оформленные массивные сплетения труб и проводов окутывают общественные пространства города. Эти сваи и коммуникации у художницы становятся стволами бетонных деревьев, поддерживающих «крону-город», что одновременно перекликается и с мифологией якутов (священное дерево Аал Луук Мас — символ триединого мира, расслоенного на пространства людей и духов), и со стихийным характером многих урбанистических решений на территории Якутска. Горожане воспринимают такие постепенно дряхлеющие части ландшафта как привычные и естественные, так как живут среди них десятилетиями. Дуня Захарова гиперболизирует это восприятие — в ее работе бетон становится живым, обладает природными формами, обрастает наростами. Будто вековые деревья, искривленные временем и климатом, старые сваи продолжают быть опорой целого культурного пласта и сотен тысяч людей, которые его сохраняют.