Первые ассоциации, которые возникают в голове от словосочетания «якутское искусство», — традиционные наряды из шкур оленей и бубны шамана. Отделаться от стереотипов и образов национального колорита сложно, но сегодня это просто необходимо. Огромный по территории, отдаленный отовсюду сразу, этот регион, несмотря на свою кажущуюся периферийность, удивительным образом задает тренды.
Этой осенью в Якутии появился Фонд поддержки современного искусства AyarKut, созданный на деньги IT-бизнесмена Арсена Томского — основателя международной компании InDriver с капитализацией свыше миллиарда долларов, он же стоит за поддержкой местного кино, в частности, фильма «Пугало». Фонд уже профинансировал якутский стенд на ярмарке молодого искусства Blazar в Москве в сентябре. А на днях объявил о запуске художественных резиденций.
Фото: Владимир Яроцкий
«Мы — часть большого благотворительного проекта Арсена Томского ”Синет Спарк”, этот фонд изучает лесные пожары и помогает с их тушением, борется с комарами, поддерживает якутский кинематограф, и вот теперь у нас появилось направление современного искусства, — рассказала ”Снобу” менеджер фонда Ирина Бугаева. — В чем основной мотив: у Арсена Томского есть идея ухода от сырьевых ресурсов и перевода экономики на ресурс человеческий, потому что он неисчерпаем. И мы хотим, чтобы наши художники стали узнаваемыми по всему миру. От нас ждут народных мотивов, национального колорита, но мы хотим быть шире и поместить якутский арт в международный контекст».
Фрагмент картины
Фото: Владимир Яроцкий
Один из важных современных контекстов — женское искусство и феминистский дискурс. «Сноб» поговорил с четырьмя наиболее интересными современными якутскими художницами о жизни между Берлином и тайгой, сочетании национальных узоров на холстах и тату по всему телу, экологии и женской повестке.
Селена Шестакова, 28 лет
Селена Шестакова
Фото: Владимир Яроцкий
«Я работаю с памятью, образами из прошлого. Все детство я провела в глухой якутской деревне: природа, лес, дикие животные — все это мне очень близко и понятно. И отложилось в памяти картинками, которые так и остаются во мне навсегда. Наверное, поэтому цвета моих картин неизменно яркие, ведь лето у нас короткое и хочется его запечатлеть в максимальной точке расцвета. Я и сейчас живу в Верхоянске — вы наверняка слышали про полюс холода, минус 60 градусов зимой для нас своего рода норма, ответом на которую и становится выплеск образов, противоположных морозу и белизне вокруг».
Йен Сюр, 32 года
Йен Сюр
Фото: Владимир Яроцкий
«Женское искусство — уже стереотип. Но мне важно говорить о проблемах, которые проходят сквозь меня. Сейчас это вопросы экологии и материнства. Первое — это кассовые чеки. Тонны бессмысленной бумаги. И я работаю с ними в творчестве, привлекая внимание к вырубке лесов ради того, что моментально отправляется в мусорный бак. Второе — это моя телесность, женское начало. Может быть, с первого взгляда две темы не так близки, но, с другой стороны, это образы природы как матери и будущего, о котором мы должны заботиться».
Anya Enot, 32 года
Anya Enot
Фото: Владимир Яроцкий
«Так вышло, что во мне сочетаются Берлин и якутская тайга. Я училась в арт-школе в Германии, мне интересно быть в европейском художественном контексте, но национальное во мне никуда не делось. С музыкой в жанре harsh noise, которую я играю и пишу, с татуировками по всему телу причудливо сочетаются образы тайги и духов. В моих картинах нет чоронов и якутских орнаментов, я не выпячиваю это наружу, но сохраняю внутри себя якутское. И самое важное в этом смысле — тайга, по которой я всегда скучаю и куда меня все время тянет, тот бескрайний океан, куда ты попадаешь и просто растворяешься в нем».
Надежда Комиссарова, 34 года
Надежда Комиссарова
Фото: Владимир Яроцкий
«Кажется, я единственная в нашей компании художница, напрямую работающая с народными мотивами. Мне важно перенести нашу традиционную культуру в пространство современного искусства, соединить актуальные времени формы и национальные художественные традиции. Про искусство Якутии сегодня знают мало — наверное, дело в отдаленности Саха, труднодоступности. И поэтому важно и то, что мы приезжаем с выставками в Москву и в Европу, и то, что в Якутии происходит все больше событий — от биеннале до резиденций, благодаря которым о нас узнают больше людей — как простых зрителей, так и представителей профессионального сообщества».
Подготовил Ренат Давлетгильдеев
Источник: Snob.ru