Ранее Александр Буренков работал куратором в ведущих российских арт-институциях (фонд V-A-C, фонд Cosmoscow, Государственный центр современного искусства), является лауреатом государственной премии «Инновация» в номинации «Куратор года».
В июне в рамках проекта AYARKUT Yakutia при финансовой поддержке «Синет Спарк» стартовал цикл исследовательских поездок российских кураторов искусства в Якутию. Первыми столицу республики посетили представители музея современного искусства «Гараж».
Александр Буренков, независимый куратор современного искусства
По словам гостя республики, он много путешествовал по России, в том числе по Транссибирской магистрали, и представляет, из чего складывается культурная жизнь разных регионов. Но до поездки в Якутск у него не было четкого образа художественной сцены Якутии.
«Говоря, например, о Бурятии, я четко понимаю, чем вдохновляются местные художники и кто они, как они, получив образование в других регионах или даже странах, возвращаются и пытаются сформулировать визуальный язык современной Бурятии. К сожалению, ничего подобного по отношению к Якутии у меня не было, несмотря на то, что я довольно давно слежу за развитием якутского кинематографа и якутской рок- и панк-сцены. Образ безлюдного арктического ландшафта, который зимой занесен снегом, а летом покрыт дымом от пожаров, передавал мое восприятие якутского культурного поля до поездки, которая в корне его разрушила, наполнила смыслами и образами», — отметил Александр Буренков.
Буренков признается, что до поездки читал номер журнала «Искусство кино», посвященный якутскому кинематографу, а также отдельные статьи и материалы о Якутии российских и англоязычных журналов. По его убеждению, ему как приезжему было бы сложно разобраться, куда идти, с чего начать знакомство с современной якутской культурой.
«Не хватает банально доступного двуязычного информационного ресурса, который на русском и английском языках рассказывал бы о передовой культуре Якутии всему миру. Уже после приезда в Якутск при помощи знакомых мне удалось найти телеграм-канал и инстаграм-страницу, рассказывающие о якутской культуре, но только на якутском языке. Такого ресурса на русском очень не хватало, чтобы подготовиться к поездке», — считает он.
Чтобы открыть для себя современный художественный мир Якутии, Александр Буренков посетил ведущие музеи Якутска, Центр культуры имени Ю.А. Гагарина, а также встретился с культурными деятелями Якутии.
«Территориальная специфика, природные и климатические особенности делают Якутию абсолютно уникальным регионом, — рассказывает он. — С этнографом, антропологом, работником Арктического государственного института культуры Екатериной Романовой у нас случился невероятный диалог о звучащем арктическом ландшафте, который остался недооцененным мировой культурой. В отличие от всеобщих стереотипов, Арктика — это не безлюдное, пустынное пространство. Оказывается, она наполнена звуками природы и музыкальных инструментов, напевами и ритуалами. Оказавшись в Якутии, понимаешь, насколько это самобытная среда с невероятно сильным национальным самосознанием».
Александр Буренков успел посетить национальный парк «Ленские столбы». По его словам, четырехчасовая поездка на моторной лодке в одну сторону сквозь оранжевый дым сделала это путешествие одновременно и опасным, и абсолютно кинематографичным, в стиле фильма «Бегущий по лезвию» Дени Вильнева.
Получая каждое утро СМС от МЧС с очередным предупреждением, гость республики признался, что в такие моменты нельзя не думать о климатических изменениях в Северном полушарии и о том, что Якутия находится в самом их эпицентре.
«Все мы должны раз и навсегда понять, что происходящая климатическая катастрофа не является темой для дискуссий, это давно доказанный наукой факт, который будет сказываться на Северном полушарии особенно остро. С ежегодным увеличением числа пожаров и ростом скорости таяния вечной мерзлоты Якутия становится очагом общемировых экологических проблем, проявленных здесь особенно остро. Эти проблемы волнуют не только муниципалитеты и экоактивистов, но и культурных деятелей, которые работают в таких условиях, и при правильном распоряжении ресурсами и культурном программировании именно Якутия может стать центром художественного осмысления экологических проблем, приглашая в резиденции художников со всей России и мира.
Познакомившись с творческим коллективом художников „Архетип“, я стал участником перформативного ритуала вызова дождя в лесу недалеко от Якутска. Местные художники очень нетривиальным образом откликаются на актуальные события и экологическую повестку, тонко трактуя историческое и духовное наследие народа. Интерес к знаниям малых коренных народов — это то, что может обогатить наше общество сейчас. Художники в Канаде, Финляндии, Норвегии и Республике Саха активно осмысляют их и пытаются применить их на практике, сократив разрыв между природой и человеком, чтобы вернуть нам утраченный баланс», — отметил Александр Буренков.
В Якутии культурная изоляция накладывается на географическую отдаленность. Из этого факта многие черпают вдохновение, подмечает Александр Буренков. Например, музыкальные панк- и рок-группы сумели развиваться во многом из желания найти новые стратегии для эскапизма и выработки своей собственной реальности.
Параллельно с этим Александр Буренков стал одним из экспертов Open Call (открытого конкурса по сбору портфолио), который AYARKUT объявлял в июне. Гость республики оценил готовые работы, а также еще не реализованные идеи около 80 молодых художников.
«Участвовали не только авторы из самой Якутии, — рассказывает он, — но и якутская диаспора, проживающая за границей. Например, художники, живущие в Берлине, учащиеся Калифорнийского института искусств CalArts. Этот Open Call был организован с целью знакомства с авторами, которые формируют передовой край современного якутского искусства. Это поможет выстроить программу и стратегическое видение развития новой институции AYARKUT».
Кроме того, подобные поездки крайне важны не только для регионов, но и для самих кураторов. Они культурно обогащают и помогают избавиться от различных предубеждений и стереотипов, открывают новое восприятие контекста, в котором создавались работы художников.
Подводя итоги поездки, Александр Буренков отметил насыщенность якутской культурной сцены, в которой задействованы специалисты мирового уровня, работающие, например, в Национальном художественном музее и в Центре культуры и искусства имени Ю.А. Гагарина. В республике проводится много достойных инициатив: от фестиваля ленд-арта (направление в искусстве, в котором художественное произведение неразрывно связано с природным ландшафтом) до паблик-арта и различных выставочных пространств, но сообщество довольно разобщено и не хватает горизонтальных связей и постоянной платформы для диалога. По словам эксперта, художественный мир Якутии сталкивается с проблемами, схожими с трудностями любого другого региона России.
«Одна из главных проблем — инфраструктурная: отсутствие мастерских и современных выставочных залов, художникам попросту негде работать. Не существует грантовой системы поддержки художников для их стажировок и обучения в международных резиденциях и художественных фондах. В якутской среде очень мало квалифицированных арт-менеджеров и кураторов, которые могли бы на постоянной основе помогать местным художникам в практических вопросах организации их карьеры, отслеживать деятельность художественных резиденций по всему миру, мониторить специализированные сайты вроде Transartists.org, подавать художников на Open Call, стажировки, которые зачастую полностью покрывают стоимость путевки, проживания и обучения. Комплексный подход к совместной работе помог бы якутским авторам интегрироваться в международный контекст и выработать стратегическое видение для интеграции якутского искусства в общероссийский и глобальный контексты», — считает он.
Выставлять работы якутских авторов по всему миру, так же как и бесплатно получать дополнительное образование в России и за рубежом, вполне возможно в современных реалиях, уверен куратор.
«Конечно же, мир открыт, художники быстро находят себя и заявляют о себе через интернет. Сейчас образовательные курсы доступны онлайн, есть все инструменты для карьерного роста, даже резиденции переформатируются сейчас в онлайн, было бы желание в них участвовать! Неважно, где ты находишься — на Колыме или в Нью-Йорке, важно то, насколько хорошее искусство ты делаешь, насколько актуальным языком отражаешь важные темы, насколько хорошо понимаешь международный художественный контекст и владеешь английским языком. Образование для художника никогда не бывает лишним. Если появится культурная институция или фонд, готовый взять на себя миссию не только поддержки якутских художников и развития местной художественной сцены, но и структурной интеграции ее в международный контекст, привоз выставок в Якутию из Москвы и Петербурга, открытие международных резиденций для художников из других стран, это будет замечательно, потому что сможет противостоять культурной изоляции республики. Надеюсь, что AYARKUT станет именно такой институцией», — заключил Александр Буренков.